Родительский клуб «ШКОЛА ПЕРВОКЛАССНЫХ РОДИТЕЛЕЙ»
Пояснительная записка
В последние годы введение в дошкольное образование федеральных государственных образовательных стандартов и развитие государственно-общественного управления ДОО требуют новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, в развитии способностей ребенка.
Преобладающая часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей и часто испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения возникающих проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, нужно стремиться к ведению равноправного диалога с семьями воспитанников.
На современном этапе важно сделать родителей (законных представителей) активными участниками работы ДОУ, которые оказывают влияние на его функционирование и развитие. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, детского сада. Постепенно, тактично вовлекая и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы детей и их семей.
Многолетняя практика убеждает, что “пассивные методы” весьма неэффективны, поэтому мы ориентировались на такую форму работы, как родительский клуб.
Завершение дошкольного детства и поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь образ жизни воспитанника и предъявляет серьёзные требования к его физическому и психическому здоровью. Родителям и детям необходима помощь в подготовке и встрече с новой для них школьной ситуацией. Для этого был разработан клуб «Школа первоклассных родителей» для родителей детей старшего дошкольного возраста.
Для обеспечения успешного обучения ребенка в начальной школе процесс его сопровождения должен начинаться в дошкольном возрасте и предполагать раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии, способствовать полноценной готовности к школе и продолжаться в период обучения в начальной школе, решая задачи успешной адаптации к школьному обучению, развития основ самостоятельности и самоорганизации, поддержки в формировании желания и умения учиться.
Семья играет важную роль в психическом, физическом и педагогическом развитии дошкольника, и от правильного семейного воспитания зависит его готовность к началу регулярного обучения в школе. В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования и уровню готовности ребенка к школе усиливается ответственность семьи как первого института социализации. Одно из условий обеспечения готовности ребенка к школе – психолого-педагогическая компетентность родителя. Однако на практике многие родители оказываются недостаточно компетентны в данных вопросах подготовки ребенка к школе, поэтому повышение знаний особенностей предшкольного периода является актуальным.Именно для них и разработан наш родительский клуб, ориентированный на формирование осознанного и развивающего взаимодействия с ребенком в целях обеспечения достаточного уровня его готовности к обучению в образовательном учреждении.
Цель клуба:
формирование родительской компетентности в области психологической готовности детей к школе, профилактика школьной дезадаптации воспитанников.
Задачи:
- Расширить диапазон знаний о психологической готовности к школе у родителей детей старшего дошкольного возраста.
- Снизить уровень ситуативной родительской тревоги по поводу предстоящего перехода детей в школу.
- Сформировать навыки решения психологических и педагогических проблемных ситуаций, связанных с подготовкой и обучением детей в школе.
Реализация деятельности клуба предполагает следующие этапы: диагностический, основной, заключительный.
Диагностический этап
Цель: проведение анкетирования среди родителей воспитанников старшего дошкольного возраста с целью выявления представлений родителей о особенностях подготовки детей к обучению в школе, их трудностей в данном вопросе, интересов и запросов.
Наше исследование показало, что для родителей будущих первоклассников характерно следующее:
- подмена понятия «общей» готовности ребенка к школе лишь интеллектуальной готовностью;
- трудности в оказании помощи ребёнку при подготовке к школьному обучению, неумении оказать эмоциональную поддержку;
- отсутствие знаний о возрастных особенностях физического, интеллектуального и речевого развития будущих первоклассников и др.
Тематику будущих встреч определили трудности, выявленные в ходе анкетирования.
Основной этап
Цель: проведение заседаний в родительском клубе по актуальным темам.
Основной этап реализуется в течение пяти занятий по следующим темам:
- «Домашняя подготовка к школе: эмоциональная поддержка ребенка в роли будущего школьника»
- «Чем можно «грузить» ребенка: здоровье первоклассника и успешность обучения»
- «Обучение без мучения: степень развития познавательных процессов ребенка на пороге школы»
- «Развитие речи будущего первоклассника»
- «Все начинается со школьного звонка: аспекты организации комфортной зоны первоклассника»
Заключительный этап
Цель: систематизация и рефлексия полученного опыта.
Результат:
- родители имеют возможность обогатить свой опыт взаимодействия с ребенком;
- родители чувствуют поддержку квалифицированного специалиста, что способствуетформированию у родителей веры в успех по вопросам воспитания детей;
- адекватно оценивают способности ребенка к обучению и степень нагрузки.