Включение ГОУ образованием в управлении МАДОУ «Детский сад № 9 «Радуга»
ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Мерило социального развития любой страны – это характер взаимодействия государства и общества. В социально развитых странах государство – слуга общества, и общество определяет, каким быть государству. Образование является составной частью социальных систем. Одной из особенностей современного дошкольного учреждения является разрыв между изменяющимися образовательными потребностями общества и реальными возможностями системы образования. Путь к новому состоянию и новому качеству образования невозможен без организации диалога между сферой образования, институтами попечительства и родительской общественностью.
Государственно-общественное управление дает возможность решить важнейшие задачи, которые стоят перед системой дошкольного образования – качество, доступность и эффективность.
Необходимость создания модели государственно-общественного управления на уровне ДОУ исходит из положений Закона «Об образовании», распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 481-р «О распределении субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы по направлению «Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в соответствии с государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы по направлению «Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 г. № 413-п, в целях повышения роли и развития форм государственно-общественного управления в сфере общего образования, приказа департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О присвоении статуса пилотных площадок по вопросам развития государственно-общественного управления образованием образовательным организациям, расположенным на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» от 15 мая 2014 г. № 597.
ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ ОО
Региональный уровень
-
Приказ № 415 от 16 апреля 2014 г. «Об утверждении Плана-графика («дорожной карты») реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в Ханты-Манскийском автономном округе –Югре на 2014-2015 годы
-
Приказ №597 от 15.05.2014 г. «О присвоении статуса пилотных площадок по вопросам развития государственно-общественного управления образованием образовательным организациям, расположенным на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Муниципальный уровень
-
Приказ № 198 от 20.05.2014 «О деятельности пилотной площадки по вопросам развития государственно-общественного управления образованием образовательным организациям, расположенным на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в муниципальном дошкольном образовательном автономном учреждении города Нефтеюганска «Детский сад № 9»,
-
Положение о пилотной площадке по вопросам развития государственно-общественного управления образованием в Муниципальном дошкольном образовательном автономном учреждении города Нефтеюганска «Детский сад № 9»
-
«Дорожная карта» пилотной площадки по вопросам развития государственно-общественного управления образованием в муниципальном дошкольном образовательном автономном учреждении города Нефтеюганска «Детский сад № 9»
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Государственно-общественное управление образованием – один из видов взаимодействия государства и общества. Его функция заключается в обеспечении реализации и удовлетворении образовательных потребностей общества и его подсистем.
Наблюдательный совет муниципального автономного образовательного учреждения является выборным представительным и коллегиальным органом государственно-общественного управления Учреждением, осуществляющим в соответствии с Уставом решение отдельных вопросов, относящихся к компетенции Наблюдательного совета.
Совет родителей в ДОУ - представительный орган родительской общественности, который призван помогать детскому саду в его работе и организовывать выполнение всеми родителями (законными представителями) законных требований дошкольного учреждения.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Цель: создать условия для вовлечения общественности в формирование и реализацию образовательной деятельности ДОУ
Задачи:
-
сформировать и организовать деятельность органа государственно-общественного управления образованием на уровне образовательного учреждения;
-
организация совместной деятельности родительской общественности в решении актуальных вопросов развития дошкольного учреждения на перспективу;
-
повышение эффективности в области дошкольного образования;
-
удовлетворение образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса;
-
реализация прав работников образовательного учреждения, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении ДОУ образованием первой ступени;
-
развитие социального партнерства в системе образования как путь решения актуальных проблем развития и модернизации дошкольного образования через внедрение механизма общественного управления;
-
создание системы общественного контроля над качеством дошкольного образования и полнотой выполнения социального заказа:
-
Укрепление материально-технической базы и финансовых условий учреждения
-
Повышение конкурентноспособности и повышение качества предоставляемых услуг
-
Расширение демократизация управленческой деятельности
-
Создание нормативно-правовой базы учреждения по самоуправлению.
Принципы развития государственно-общественного управления дошкольным образованием на уровне ДОУ:
-
реализация и защита прав и законных интересов участников образовательного процесса;
-
приоритетность для системы управления дошкольным образованием качества образования и качества жизни воспитанников в ДОУ;
-
добровольность участия общественности в государственно-общественном управлении в ДОУ;
-
открытость и доступность информации о государственно-общественном управлении образования ДОУ;
-
независимость и паритетность органов общественного управления;
-
законность, предполагающая неукоснительное соблюдение законодательства;
-
согласованное распределение полномочий и сфер ответственности между администрацией ДОУ и общественным органом управления на каждом его уровне и этапе функционирования и развития.
Структура управления деятельностью
Субъекты |
Полномочия |
Директор МАДОУ Кузьмина Анна Анатольевна |
Руководит в соответствии с действующим законодательством о деятельности ДОУ, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование материально-технических средств, а также финансово-хозяйственные результаты деятельности. |
Заместители директора по ВМР- Мешкова Нина Александровна, Гурьева Ольга Валериевна старший воспитатель Разина Ольга Семеновна |
Анализируют проблемы жизнедеятельности ДОУ, актуальные и перспективные потребности в развитии ДОУ, осуществлении инноваций. Прогнозируют последствия запланированных инновационных процессов, тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для корректировки стратегии развития ДОУ в условиях открытого образовательного пространства. Планируют, организуют и координируют деятельность методической службы, а через ее структурные элементы организуют взаимодействие с социальными партнерами. Сопровождают взаимодействие администрации ДОУ, служб и подразделений, обеспечивающих развитие ДОУ. Руководят деятельностью педагогов ДОУ; работой коллегиальных органов, курирующих проблемы развития ДОУ. |
Педагогический персонал |
- информирование коллег, общественности, Учредителя (через СМИ, организацию образовательных событий и т.д.) об основных направлениях, результатах деятельности ДОУ; - организация информирования родителей об успехах и достижениях детей; - участие в деятельности методических объединений, методических мероприятиях; - участие в работе органов самоуправления |
Заместитель директора по АХР Понемасова Наталья Дмитриевна |
Осуществляет руководство работой по хозяйственному обслуживанию дошкольного учреждения и его структурных подразделений. Планирует и осуществляет развитие материально-технической базы ДОУ. Направляет и координирует деятельность подчиненного ему технического и обслуживающего персонала ДОУ. |
Делопроизво-дитель Торсунова Маргарита Олеговна |
Осуществляет документационное обеспечение управленческой деятельности дошкольного учреждения. Осуществляет контроль исполнения документов, поручений и заданий руководства дошкольного учреждения, систематически докладывает руководителю о состоянии их исполнения. Передает в соответствии с резолюцией заведующего ДОУ документы на исполнение. Обеспечивает информационное обеспечение управленческой деятельности: принимает и передает телефонограммы, оформляет и отправляет исполненную документацию в департамент образования и по другим адресам. Обеспечивает защиту персональных данных |
Общее собрание работников |
Обсуждение и принятие решений, касающихся деятельности ДОУ, а в частности: 1) принятие Устава Учреждения, а также внесение изменений и дополнений к нему; 2) принятие решения о заключении коллективного договора; 3) принятие решения об образовании представительного органа для ведения коллективных переговоров с руководителем Учреждения по вопросам заключения, изменения, дополнения коллективного договора и контроля за его выполнением; 4) принятие коллективного договора; 5) избрание полномочных (доверенных) представителей работников Учреждения в комиссию по трудовым спорам, по охране труда Учреждения; 6) принятие Положения о Совете Учреждения; 7) избрание членов Совета Учреждения; 8) принятие иных локальных актов в пределах своих полномочий, не противоречащих законодательству Российской Федерации; 9) принятие решения о проведении забастовки и выборе органа возглавляющего забастовку; 10) выдвижение коллективных требований работников Учреждения и избирание полномочных представителей для участия в рассмотрении коллективного трудового договора;
|
Педагогический совет |
Обсуждение основных вопросов воспитательно-образовательного процесса. Принятие решений, касающихся реализации основной общеобразовательной программы ДОУ, а также дополнительного образования дошкольников. Обсуждение Устава и других локальных актов Учреждения, касающихся педагогической деятельности, решение вопросов о внесении в них необходимых изменений и дополнений. Определение направления образовательной деятельности Учреждения. Обсуждение и утверждение планов работы образовательного учреждения. Заслушивание информации и отчетов педагогических работников учреждения, докладов представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с данным образовательным учреждением по вопросам образования и воспитания детей, в том числе о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима образовательного учреждения, об охране труда, здоровья и жизни воспитанников, ходе реализации образовательных и воспитательных программ, результатах готовности детей к школе, отчетов о самообразовании педагогов и другие вопросы образовательной деятельности ДОУ. Организация выявления, обобщения, распространения, внедрения передового педагогического опыта среди педагогических работников Учреждения. Принятие решений о проведении непосредственно образовательной деятельности с детьми. Принятие решений об изменении образовательных программ (отдельных разделов, тем), об изменении сроков освоения образовательных программ, о комплексировании программ. Обсуждение вопросов содержания, форм и методов образовательного процесса. Контроль выполнения ранее принятых решений педагогического совета. Организация изучения и обсуждения нормативно-правовых документов в области дошкольного образования. Подведение итогов деятельности Учреждения за учебный год. |
Методическая служба |
Обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи. Обеспечение качества образовательных услуг в ДОУ, адекватному его статусу. Создание условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога. Руководство деятельностью педагогов по практическому решению проблем воспитательно-образовательного процесса, выработку единых педагогических требований к реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. |
Творческая группа |
Руководит включением педагогов в инновационные процессы; организует разработку, апробацию и распространение новых программ, педагогических методик, технологий, дидактических материалов; организует профессиональные конкурсы, разработку педагогических проектов и т.п. |
Совет родителей |
Совет родителей Учреждения:
|
Наблюдательный совет |
Принимает решения по финансово-экономической деятельности учреждения, проводит аудит эффективности хозяйственной деятельности ДОУ. |
Включение ГОУ образованием в управлении МАДОУ «Детский сад № 9 «Радуга»
«Информационно-просветительский этап»
Модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в соответствии ФГОС ДО
Цель: реализовать модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Задачи:
-
Проанализировать практический опыт психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений дошкольного учреждения.
-
Повысить профессиональные умения педагогов при организации взаимодействия с родителями (актуализация социально-психолого-педагогических навыков, использование элементов техники фасилитации в работе с родителями).
-
Повысить психолого-педагогическую культуру родителей в вопросах развития, воспитания и сохранности здоровья ребенка.
-
Сформировать активную позицию родителей, актуализирующую полученные психолого-педагогические знания, помогающую им раскрыть свои потенциальные образовательные возможности.
-
Повысить степень включенности родителей в образовательные отношения в качестве полноправного участника, эксперта в оценке качества дошкольного образования.
Проект «Разработка и реализация модели адаптации семьи к ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО »
Цель проекта: разработать и реализовать модель адаптации семьи к ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи проекта
-
Разработать и реализовать модель адаптации семьи к ДОУ.
-
Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
-
Разработать цикл обучающих мероприятий для педагогов по вопросам адаптации.
-
Создать систему взаимодействия с родителями в адаптационный период.
-
Организовать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
-
Разработать мониторинг эффективности реализации модели.
Детско-родительский клуб «Светлячок»
Цель:
Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Задачи:
-
создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и через соответствующие возрасту виды деятельности.
-
формировать психолого-педагогическое просвещение родителей.
-
формировать адаптационные механизмы у детей в возрасте с 2 до 3 лет к условиям ДОУ.
Родительский клуб «Первоклассные родители»
Цель: сформировать родительскую компетентность в области психологической готовности детей к школе.
Задачи:
-
Расширение диапазона знаний о психологической готовности к школе у родителей детей 6-7 лет.
-
Снижение уровня ситуативной тревоги у родителей по поводу предстоящего перехода детей в школу.
-
Формирование мотивационного компонента готовности к школе у детей 6-7 лет.
2 этап «Участие в разработке социокультурной составляющей основной образовательной программы МАДОУ «Детский сад № 9»
«МЫ НАСЛЕДНИКИ НЕФТЯНОГО КРАЯ»
Проект «Мы наследники нефтяного края»
Цель: способствовать социально-личностному развитию ребёнка, формировать общечеловеческие ценности через ознакомление с родным краем, городом и приобщение к культурной сообразности нефтедобывающей отрасли.
Задачи:
-
Воспитывать основы социально-нравственной сферы чувств, представлений.
-
Развивать умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях общения
-
Формировать и углублять знания детей о крае и людях, профессиях и труд которых прославил наш город.
-
Познакомить детей с особенностями профессий людей нефтяной промышленности.
-
Познакомить и расширить знания об истории возникновения города Нефтеюганска.
-
Прививать детям устойчивый интерес к познанию жизни, культуре и профессиональной деятельности людей родного края.
ПУТИ РЕШЕНИЯ:
Распространение опыта через СМИ репортаж на местном телевидение «ЮГАНСК»
Участие в конкурсах различного уровня:
публикация на сайтах: «Маам.ru»,
«Дошкольник.ru»,
«Детские сады Тюменской области»,
«Форум ин-ку»
Общероссийский конкурс: «Гелиос»,
Всероссийские конкурсы: «Арт-талант», «Сто-талантов»
Журнал «Лови Момент»
На сайте «ШКОЛЛЕГИ» – клуб «Семь цветов радуги в ДОУ № 9 города Нефтеюганска»
Платные образовательные услуги
Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями.
Цель: всесторонне удовлетворить образовательные потребности воспитанников учреждения за рамками федеральных государственных образовательных стандартов.
Задачи:
-
Создание условий для реализации потенциальных образовательных возможностей воспитанников учреждения.
-
Привлечение внебюджетных источников финансирования учреждения.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Эффекты с позиции участников образовательных отношений: руководитель
1.Развитие развивающей предметно-пространственной среды
2.Создание условий для участия родителей в деятельности на основе выявленных потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи
3.Удовлетворенность качеством предоставления образования дошкольным учреждением со стороны родителей
4.Презентация образовательного проекта на городском, региональном, федеральном уровне
Эффекты с позиции участников образовательных отношений: педагоги
1.Развитие развивающей предметно-пространственной среды
2.Создание программы детско-родительского клуба «Светлячок» позволяющей комплексно решать вопросы по адаптации
3.Достижение педагогом высокого уровня квалификации при использовании новых методов взаимодействия с родителями, детьми
4.Создание условий для участия родителей в деятельности на основе выявленных потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи
5.Удовлетворенность качеством предоставления образования дошкольным учреждением со стороны родителей
Эффекты с позиции участников образовательных отношений: обучающиеся
1.Результативное участие воспитанников в конкурсах, смотрах и т.д.
2.Повышение личностного роста воспитанников по критериям
РЕЗУЛЬТАТЫ:
В ходе развития государственно-общественной системы управления произошли системные изменения в образовательной среде, которые обеспечивают реализацию и удовлетворение образовательных потребностей социума.
Для МАДОУ «Детский сад № 9 «Радуга»
-
Создание гибкой системы управления ресурсами ДОУ через созданную модель государственно-общественного управления.
-
Дополнительные возможности общения с родителями, педагогами и, как следствие, своевременное получение информации об изменениях потребностей местного сообщества и адекватное реагирование на изменения.
-
Приобретение знаний современного менеджмента.
-
Появление внешней оценки деятельности ДОУ.
-
Повышение общественного статуса ДОУ.
-
Формирование ресурсной базы ДОУ, обеспечивающей реализацию социального заказа на образование.
Для родителей:
-
участие в управлении ДОУ, в выработке и принятии нормативных документов ДОУ;
-
удовлетворение потребности в качественном обучении и воспитании ребёнка;
-
повышение педагогической компетентности родителей;
-
изменения во взаимоотношениях в системе образования, усиливающие сотрудничество и взаимопонимание между участниками образовательного процесса;
-
возможность предъявлять ДОУ образовательные потребности, формулировать заказ на образование собственного ребёнка, оказывать влияние на состояние образовательного процесса и непосредственно участвовать в управлении ДОУ;
-
расширение каналов получения информации о состоянии знаний, воспитанности и жизни ребёнка в детском саду.
Для педагогов:
-
повышение уровня квалификации и профессионализма;
-
получение информации об изменениях потребностей местного сообщества для того, чтобы адекватно на них реагировать;
-
реализация новых форм и технологий обучения - использование медиапроектов, внедрение информационных технологий в учебный процесс, развитие навыков научно-исследовательской деятельности;
-
освоение новых форм социального взаимодействия для социальных партнёров;
-
общественная экспертиза отдельных направлений деятельности ДОУ;
-
позитивные изменения в системе образования;
-
приобретение навыков социального партнерства.